Академическая гребля

Восьмёрка распашная с рулевым
Четвёрка парная

Академическая гребля — циклический вид спорта. Спортсмены находятся в лодках и гребут спиной вперед, в отличие от гребли на байдарках и каноэ. Наиболее распространена и популярна в странах Западной Европы, России, Австралии, Новой Зеландии и Румынии.

Академическая гребля включена в программу Олимпийских игр c 1976 года). Кроме Олимпийских игр ежегодно проводится Чемпионат мира, Кубок мира, Кубок Наций, Чемпионат мира среди студентов, Чемпионат мира среди юношей.

История академической гребли

Трудно назвать точную дату возникновения гребного спорта. Первые упоминания о соревнованиях гребцов есть уже в античной литературе — римский поэт Вергилий описывает в «Энеиде» состязание боевых гребных кораблей, устроенное Энеем — одним из героев троянской войны. В средние века были достаточно распространены цеховые соревнования лодочников. В Лондоне до настоящего времени разыгрывается приз, учрежденный в для профессиональных гребцов.

  • В 1718 году Петр I основывает первый в России яхт-клуб «Невский флот», основной задачей которого было участие в парадах на реке Неве во время праздников. Правил соревнований в те времена не было, и условия гонок оговаривались каждый раз особо. Гребцы пользовались в соревнованиях своими лодками и старались вносить в них усовершенствования.
    • 1830 году в Англии появились первые лодки с выносными уключинами, что позволило сделать корпус более узким и легким, а судно более быстроходным. Через 25 лет стали применять подвижные сиденья. Теперь при выполнении гребка работали ноги, и ещё больше увеличивалась скорость. Этот период и следует считать началом истории гребли, называемой «академической». Лодки стали изготавливать из более легких материалов. Их тщательно отделывали и обрабатывали поверхность. Появились суда с гладкой, (скифовой) обшивкой.
  • Вторая половина 19-го века характеризуется увеличением количества гребных и яхт-клубов, культивируемых вместе с парусным и гребным спортом. Основанный в 1858 году в кружок любителей «Моряк на все руки», переименованный в в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, разработал первые в России правила проведения гребных гонок. 31 июля 1860 года на средней Неве клубом были организованы первые официальные соревнования на шлюпках с двумя, тремя и четырьмя гребцами, а в 1864 году — первые соревнования на академических лодках. В открывается московский речной яхт-клуб «Стрелка», сохранившийся до настоящего времени. Но это были достижения отдельных талантливых трудолюбивых русских гребцов. Ни о каком массовом развитии в дореволюционной России не могло быть и речи. Второе рождение академической гребли состоялось при Советской власти. В первую очередь был открыт широкий доступ в клубы всем желающим заниматься этим видом спорта. Стали строиться новые водные станции, расширилась география гребного спорта, начали готовиться кадры квалифицированных специалистов.
  • Большим событием в истории Советского гребного спорта стала Всесоюзная спартакиада 1928 года. Это были первые крупные соревнования, собравшие всех сильнейших советских гребцов. Героем академической гребли стал ленинградец М. Савримович, победивший в трех классах лодок — в одиночке, двойке и четверке. Традиционное соперничество двух главных гребных центров — Москвы и Ленинграда — принесло победу Ленинградцам. Всесоюзная спартакиада дала мощный импульс дальнейшему развитию гребли в стране. В гребные клубы потянулась молодежь. Возросло количество соревнований, и наиболее интересные из них собрали многотысячную аудиторию зрителей. Академическая гребля завоевывала все большую популярность. Долгое время главными центрами гребного спорта в России оставались Петербург и Москва. Только в 1908 году был создан Всероссийский союз гребных обществ, объединявший к 1914 году 24 клуба. Подавляющее большинство из них было доступно лишь представителям привилегированных слоев общества. Первый чемпионат России по академической гребле состоялся немного раньше — в 1892 году. Победителем в одиночке стал москвич С. Шустов.
  • В 1892 году образовалась международная федерация гребли (FISA), начавшая с 1893 года проведение чемпионатов Европы, которые стали в дальнейшем открытыми и для гребцов с других континентов. Основная особенность академической гребли — отсутствие ограничений на конструкцию инвентаря и материалов — была сформулирована в первом же регламенте гонок. Спортсменам разрешалось участвовать в соревнованиях на своей лодке. Никаких требований к лодке не предъявлялось.

Соревнования

 

  • Темза входит в число пяти самых популярных спортивных соревнований Великобритании. С 1845 года регата постоянно проводится в пригороде британской столицы Патни.
Эта дистанция равняется 4 ярдам. Участия в гонке между Кембриджем и Оксфордом удостаиваются лишь лучшие студенты университетов. Подготовка к состязаниям начинается в сентябре, в университетских командах Кембридж и Оксфорд проводят отборочные туры, в начале отбирают по 40 студентов, а к декабрю остаются лишь 24-28 сильнейших.
Впервые университетская регата была устроена в в местечке . Два школьных приятеля — Чарльз Меривал и Чарльз Уордсворт — поспорили. Оба они учились в университетах, первый — в Кембридже, второй — в Оксфорде. Разрешить спор, какой из вузов сильнее, решили выяснить в гребле на дистанции четыре с четвертью мили (6,8 км). Кембридж выслал официальный вызов на дуэль, и на свет появилась одна из старейших теперь спортивных традиций Великобритании и всего мира. По нынешний день вызов отправляют проигравшие в предыдущей гонке.
В день первой регаты, 12 марта 1829 года на берегах Темзы яблоко могло упасть разве что только в воду, на берегу реки собрались двадцать тысяч любопытных! Никто не ожидал подобного ажиотажа. И уже со следующего года было принято решение проводить заезд в Вестминстере. Но в 1845 году место проведения пришлось вновь сменить, берега в районе аббатства не могли вместить всех желающих, и гонка переехала на шесть миль выше по течению. С 1856 года этот гребная дуэль проводится ежегодно (за исключением перерывов вызванных мировыми войнами).
За время этих встреч происходило несколько казусных случаев, в 1978-м экипаж Кембриджа затонул, а в 1925-м и -м подобная участь постигла Оксфорд. В 1912-м обе команды были залиты водой и не дошли до финиша (повторный старт на следующий день выиграл Оксфорд), а в 1898-м Кембридж, несмотря на то, что лодка была заполнена водой до самых краев, сумел финишировать.